Древнеиндийская философия

Древнеиндийская философия

Данная философия традиционна и самобытна, существует тысячелетиями без особых изменений. Ее характерной чертой является сосредоточение на вопросах внутреннего самосовершенствования. В Индии к философии всегда относились с большим почтением, считая ее делом высшего, жреческого сословия - брахманов. Главные тексты – Веды (от слова «ведать» - знать) и Упанишады («сидеть у ног учителя»).

Существуют две группы школ (даршан) в древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные школы – санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта. Неортодоксальные школы – буддизм, джайнизм, лакаята.

Санкхья считает, что все многообразие Вселенной - результат взаимодействия двух первоначал – материального (пракрити) и идеального (пуруши). Пракрити (прасоздательница) – источник различных качеств и производящих сил мира, пуруша (человек, мужчина) – бездеятельный и бескачественный дух, сближаемый с Атманом. Задача познания – понять устройство мира, независимость пуруши от пракрити, разъединить пракрити и пурушу в себе и тем самым достичь освобождения – мокши. Главное религиозно-философское произведение – Бхагавадгита.

Йога (связь, усиление) переводит в практическое русло намеченные санкхьей пути и методы освобождения. Представитель йоги посредством активных усилий и сосредоточенности отделяет своего пурушу от своей пракрити, идет к Высшему Пуруше – Господу, Владыке.

Ньяя (правило, логика) призывает обращаться к Атману в себе (духовной части души) путем познания. На первом месте данной школы – проблемы гносеологии и логики. Они создали классификацию видов достоверного и недостоверного знания, разработали проблемы форм логического вывода.

Вайшешика (различение) считает, что абсолютное божественное Я творит из атомов миры, поддерживает их и разрушает с помощью особой ценностно-каузальной силы, действующей по закону кармы. Знание – выявление системы мира. В ней различаются семь видов реальности, каждая из которых имеет множество форм. Субстанция – носитель качеств и действий, имеет девять форм: пять элементов-стихий (земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша)) и еще четыре элемента: пространство, время, душа-атман, ум-манас (орган координации данных сознания).

Миманса (букв. – исследование). Служит цели сохранения Вед (священных книг) и ведийского ритуала.

Веданта (завершение вед). Атман человека (духовная часть души) тождественен Брахману (божеству). Намечается путь освобождения и блаженство, путь слияния Атмана и Брахмана.

Неортодоксальные школы. 1. Буддизм – мировая религия. Основан в YI веке до н. э. Сиддхартхой Гаутамой (названным Буддой – просветленным). Главные идеи – «четыре благородные истины» и «восьмеричный путь спасения». Жизнь полна страданий (корень страданий – в привязанности к жизни). Избавление от них приведет к нирване. Путь спасения – срединный, отвергающий и аскетизм, и чувственные наслаждения.

Джайнизм. Два понятия: джива – живое и аджива – неживое. В мире – множество субстанций, каждая стремится освободить себя от адживы путем выполнения предписаний и подняться на вершину Вселенной для достижения блаженства и сохранения своей индивидуальности.

Локаята – материалистическая школа, приводящая к идее чувственного наслаждения (гедонизм).


Категория: философия | Добавил: aquariumist (05.07.2010) | Автор: Аквариумист.РФ E
Просмотров: 1650 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: