Философия эпохи Возрождения. 14-17 вв. Направления: Гуманистическое, натурфилософское, реформационное. Главные черты философии этого периода: антропоцентризм (обращённость к человеку), учение о творческой сущности человека, антисхоластика (критика средневековой схоластики), пантеизм (растворение Бога в природе), акцент на земной жизни. Гуманизм – антицерковная и антисхоластическая направленность. Идея самоценности человека, воспевание его величия. Оптимизм. Связь с литературой: Петрарка «Книги песен», Д. Алигьери «Божественная комедия». Человек должен жить для себя, а не для Бога. Загробной жизни нет. Философы раннего Возрождения: Николай Кузанский (пантеизм); Леонардо да Винчи (разносторонний мыслитель: изобретатель, художник, философ и естествоиспытатель; Мишель Монтень (главный труд - «Опыты», философ – этик (этика – учение о нравственности), писал о добродетелях, но придавал им земное измерение)). Натурфилософское направление – позднее Возрождение, 15-17 вв. Философия природы. Везалий – врач и философ, Николай Коперник (гелиоцентризм: центр Мироздания - Солнце, до этого господствовал геоцентризм). Космос бесконечен, его процессы объяснимы естественным путём, без «священного» смысла. Джордано Бруно углубил идеи Коперника: Вселенная и Бог – одно целое (пантеизм), тоже отстаивал гелиоцентризм. Галилео Галилей (аналогичная теория, но добавил учение о методе научного исследования – наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез). Реформационное направление – Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер (народная реформация), возникает протестантизм. Критика католической церкви (возвеличивания папства, продажи индульгенций, богатства церкви, и т. д.). Проповедуется прямое общение с Богом, самостоятельное чтение библии (католическая церковь это запрещала), начался перевод библии с латинского языка на национальные языки. Не должно быть посредников между Богом и верующими, не должно быть вмешательства церкви в жизнь общества и политику. Политическая философия: Никколо Макиавелли – реалист, отделил государство от общества, политику от морали (мораль оставил как регулятор поведения в обществе, а политику связал с целесообразностью: «Цель оправдывает средства»). Описал, каким должен быть государь: жёстким, хитрым, авторитетным, внушать страх и т. д. Его книгу «Государь» любил читать Сталин. Социалисты – утописты – Томас Мор («Утопия»), Томмазо Кампанелла («Город Солнца»). Выступали за равенство и справедливость, против частной собственности. Идея освобождения общества и человеческой мысли от влияния церкви, свободомыслие. | |
|
| |
| Просмотров: 2758 | Комментарии: 2 | |
| Всего комментариев: 0 | |