Дни высокой аквариумистики в Москве (продолжение)
Во второй части статьи мне представляется возможным дать свои собственные оценки открытому конкурсу России ROAPLC 2012 в мире, а также самим претендентам и их аквариумам. Предыдущий опыт написания статей и комментариев в части аквадизайна показал, что любителям также интересны судейство и мои персональные судейские воззрения, что я и попытаюсь изложить ниже в краткой форме.
Общее произведенное  впечатление и судейство.
Сразу же после получения материалов для судейства ROAPLC 2012, с нетерпением открыл планшет в надежде увидеть что-то необычное, новое. Первое впечатление более, чем благоприятное, хотя увидал довольно много картинок  уже знакомых мне по конкурсу Амано 2012. - Да, народ не стесняется рассылать свои работы сразу на разные конкурсы - авось где-то и повезёт…
Несколько фотографий запомнились и я не раз возвращался, чтобы посмотреть их ещё и ещё…  Именно эти работы впоследствии и  оказались в числе лучших.  
Несмотря на многолетний судейский опыт, начавшийся ещё в 1970-е в МГКАТ (Московский Городской Клуб Акариумистов и Террариумистов) и продолжившийся в течение многих лет на конкурсе Амано, с самого начала оценки работ конкурсантов,  мне пришлось в очередной раз выработать свою стратегию и систему, но так, чтобы  не обидеть никого из участников. Ведь я ещё помню сколько труда и творческой энергии  приходилось тратить, чтобы сделать свой выставочный аквариум самым-самым, чтобы он выглядел именно так, как было изначально задумано.
Мои оценки.
Внесённая организаторами ROAPLC графа - оценки за новизну (максимум 15 баллов) позволила мне сразу снизить баллы любителям автоплагиата. Их оказалось 25% от общего количества. Все остальные работы я разбил на несколько групп (так мне представляется легче) и они оценивались по прекрасно оправдавшим себя критериям конкурса Амано. Ещё три года назад я предупредил об этом организаторов и они со мной согласились.
Если кто-то возьмётся анализировать мой судейский протокол (см. начало), он несомненно поймёт стремление к беспристрастности и соответствию судейских оценок установленным организаторами критериям. Здесь,  даже призовые места обычно отделяются всего одним баллом. Таким образом, я даю возможность проявить коллективную объективность со стороны  других членов жюри. Что-же касается себя лично, то в период судейства для меня нет ни авторитетов, ни имён, ни стран. Одни номера участников и догадки. Потом, уже после церемонии награждения - любопытство побеждает, так как  мне, как простому аквариумисту, интересно узнать кто, что и откуда. Кроме того, желательно, увидеть самих призёров - люблю смотреть на их лица.
Нужно отметить, что во время судейства во мне постоянно боролись чувства – ностальгии, раздвоения сознания  и досады.
Ностальгия, - потому, что видел работы, которые когда-то мечтал сделать сам, но так и не собрался - например,  яркий аквариум № 70. Мне показалось, что я уже видел эту работу раньше. Думаю, что это ощущение знакомо  многим, а для тех, кто хорошо знает высшую математику, объяснение этого ощущения достаточно просто - это, так называемая взаимная корреляционная функция, которая в нашем подсознании непрерывно связывает информацию о настоящем с нашим прошлым. Эдакая машина времени, только в одну сторону...
Растения так и пышут здоровьем. Всё, кажется просто, но создаётся замечательное чувство глубины и пространства. Уже после всех торжеств я узнал, что этот аквариум размерами 90 х 45 х 45 см прислал любитель из Польши - Пётр Яблиньски, а его название "Травянистые холмы".

"Травянистые холмы"

Раздвоение сознания – приведу, как пример, аквариум № 158 (как потом выяснилось Дмитрия Пашина - см начало). - Не люблю прямых линий (есть там одна), но, вот, как водолазу, нравятся имитации нависающих берегов и подводные пещеры...
Досада, - потому что вижу маленькие ошибки, невнимательность и небрежность во многих работах конкурсантов (я уже неоднократно писал об этом на своём сайте). – Так и хочется, иногда,  самому влезть в аквариум с ножницами и в считанные минуты чуть-чуть подправить, а вместо этого вынужден снижать баллы.
Нередко, чтобы решить – кому, что поставить или определить то или иное место приходится бороться с самим  собой. Сравнивая достойные композиции, приходится раз за разом выискивать мелкие ошибки, пересматривать рыб, их видовой состав и расположение на момент съёмки и пр.
Здесь, хотелось-бы высказать свои пожелания при организации материалов будущих конкурсов. - Работу судей очень облегчит помещение названия аквариума и его размеров рядом с изображением или, хотя-бы, отдельно. Кстати, так сделали японцы - организаторы IAPLC два года назад. Правда на это усовершенствование у них ушло почти 10 лет.
Победитель конкурса  - 001.
После долгих раздумий и оценок лучшим аквариумом я выбрал работу по номером 93. Главная ценность в ней простота и природная естественность ландшафта. Многоплановая картинка не слишком яркая, но построена необычно, с умелым  использованием всевозможных оттенков зелёного. За всю историю судейства конкурсов мне не приходилось видеть ничего подобного. Всё сделано аккуратно и настолько естественно, что придраться практически не к чему. Это настоящий подводный пейзаж, хотя и рукотворный. Неоны, плывущие в виде двух маленьких стаек, это лишний раз подчёркивают. Как впоследствии выяснилось этот аквариум сравнительно  небольшого размера 76 х46 х 38 см выполнил представитель из Индии - Затаварси Срирам. Название композиции - "Логово Дракона", как мне кажется полностью соответствует имиджу.

"Логово Дракона"

Вторые призёры - 002
Работа под номером 158 (см. начало - Дмитрий Паршин) признана мною второй. Она настолько хорошо сбалансирована и продумана, настолько хорошо решена проблема пространства и выбраны растения и рыбы, что рука настоящего мастера видна буквально во всём. Единственным моментом снизившим впечатления от композиции, на мой взгляд являются
неестественные прямые и параллельные линии (особенно прямая линия слева, как будто вырезано на фрезерном станке) пещерки, о которых я уже упоминал выше в общем комментарии.
По стечению обстоятельств аквариум под номером 153 набрал точно такие же баллы, что и предыдущий. Этот классический водоём в стиле ивагуми напомнил мне развалины полуразрушенного города расположенного в гористых джунглях. Камни, небольшие коряги и растения в этой работе нисколько не мешают великолепной стае рыб, не лишают их пространства для плавания, несмотря на высокую насыщенность всего водоёма декорациями. Аквариум Константина Кучеренко размерами 140 х 65 х 55 см. Название "Белые скалы".

"Белые скалы"

Третьи призёры - 003
Как и в предыдущем случае, две композиции – под номерами 140 и 70 набрали одни и те же баллы. Обе работы выполнены в стиле ивагуми, в обеих много ярко окрашенных растений.
О работе под номером 70 я уже упоминал выше, а к её недостаткам хотел бы отнести малое количество рыб (и они, на мой взгляд мелковаты), которых, кроме рыб-чистильщиков, почти не видно. Может все спрятались, испугались?  Зато креветки явно ничего не боятся.
В аквариуме под номером 140 проблемы рыб не стоит - всё подобрано отлично и момент съёмки выбран удачно, но нашлись небольшие неаккуратности в тримминге. Что касается композиции камней, то она выполнена на самом высоком уровне. Аквариум представителя Вьетнама Anh Duong Phung (извините, пока не у кого проконсультироваться в написании имени на кириллице) размерами 120 х50 х45 см, называется "Мелодия осени".

"Мелодия осени"

Открытый конкурс России и мировая культура аквариумистики

Мне очень приятно отметить, что три года, прошедшие с момента проведения первого конкурса растительных аквариумов, ярко продемонстрировали возрастающий интерес к аквариумистике в самых многообразных её проявлениях.
В России и всех странах бывшего СССР, всё-же появились свои поклонники утончённого аквадизайна, - хотя, на мой взгляд, всё-таки медленно. Я ещё не успел закончить монтаж фильма о первом открытом конкурсе ROAPLC 2011, как получил от его организатора - Александра Тарасенко приятное известие о том, что принято решение о проведении Второго открытого конкурса ROAPLC 2012. Возможности принять участие в открытом конкурсе России, которые дают современные средства коммуникаций, позволяют каждому любителю аквариума, в какой-бы точке земного шара  он не находился, стать претендентом в этом поистине международном форуме.
 Думаю, что ни у кого не вызывает сомнений и то, что подобные мероприятия обогащают, как отечественную, так и мировую культуру, оживляют общественную жизнь в самых лучших её проявлениях. В этом плане мне очень понравилось эмоциональное выступление одного из организаторов и спонсоров открытого конкурса России - генерального директора компании "Унитекс" Кирилла Маркевича и я не могу этого для себя не отметить.
Имея возможность наблюдать за развитием международной и отечественной аквариумистики долгое время, я нисколько не сомневался в возможностях наших любителей и их творческом потенциале. Подтверждением тому стали самые высокие места, занимаемые представителями СНГ на конкурсе Амано, который по своей сути явился прародителем новых аквариумных традиций. Ведь именно вслед за его инициативной получили второе дыхание международные и национальные состязания в Европе и Америке. Хочу также отметить, что благодаря
самоотверженным усилиям  организаторов (особенно Александра Тарасенко) самым высшим мировым стандартам отвечают не только сами проведенные у нас конкурсы, но и церемонии награждения призёров, ставшие их неотъемлемой частью.
Ведь даже простое пребывание в кругу единомышленников, в его радостной и спокойной атмосфере оставляет память на всю жизнь. От всей души желаю всем участникам будущего конкурса новых творческих успехов и достижений!
Ниже представлены ещё две интересные работы открытого конкурса России. Одна, в смешанном стиле, из Турции ( автор - Cetinkol Zulbiye), 72 х 52 х 40 см. Название работы "История Овакомо"

"История Овакомо"

Вторая работа - прямо-таки  классика ивагуми из Великобритании. Размер аквариума под названием (дословно) "Скандинавский щебень" 60 х30 х 30 см. Автор Джордж Фармер.

"Скандинавский щебень"

Некоторые соображения из области этики.
Просматривая в ретроспективе конкурсы Амано и российские, мне хотелось бы затронуть некоторые этические вопросы, о которых я уже упоминал выше. Они касаются представления конкурсных аквариумов сразу на нескольких выставках, особенно на IAPLC и ROAPLC. Слава Богу, другие международные форумы не столь представительны, как по числу участников, призовому фонду, так и по количеству стран и регионов. Совершенно очевидно, что в этой сфере и у нас и за рубежом сформировалась определённая группа самых продвинутых энтузиастов, работы которых узнаваемы и приветствуются, как организаторами, так и всем аквариумным сообществом, судьями в том числе. Думаю,  что в современном мире таких людей в настоящий момент человек двести. Есть среди них специалисты очень активные и плодовитые, которые попробовали и продолжают пробовать свои силы в аранжировке аквариумов всех известных типов. Я уже неоднократно писал об этом и упоминал их имена в своём блоге. Очевидно, что они стремятся внести какие-то свои веяния и это очень хорошо. Однако мне (и не только мне) не слишком нравится, когда одни и те же аквариумы выставляются везде, где только возможно.
Автор, конечно, имеет на это полное право, но с точки зрения элементарной этики, это выглядит не слишком, мягко говоря, изящно. Лично я таким претендентам резко снижаю оценку, каким бы хорошим  выставленный аквариум не был. Попросту, - сразу же вывожу за пределы  возможных
победителей. Однако другие, новые или менее опытные и не слишком информированные арбитры этого не видят или не знают. Они ставят высокие оценки, хотя таки образом совершенно явно теряется приоритет новизны, как стимула развития. Проведённые ранее конкурсы показали,что действительно существуют классные оригинальные работы, смотря на которые можно только радоваться, но, видимо, выставлять их повторно лучше всё-же вне конкурса.  Именно такую возможность надо каким-то образом предусмотреть в будущем. Пусть, например, лучше возникнут свои номинации, галлереи славы аквариумного дизайна или что-то подобное... Иначе мы с Вами
погрязнем и утонем в болоте стагнации. В этом плане прекрасную инициативу продемонстрировал всему миру наш известный конкурсант Дмитрий Паршин, - получив Гран-При на прошлогоднем открытом конкурсе России, он не стал выставлять этот аквариум на IAPLC 2011, а выставил там совсем другую работу и занял-таки призовое место! В этом году у него очередной несомненный успех! Вот это и есть достойный пример!

Категория: Новости мировой аквариумистики | Добавил: Kochetov (27.11.2012) | Автор: Кочетов С.М. E
Просмотров: 3319 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: