Первые встречи и знакомства
Первые встречи и знакомства.
До своего первого выезда за границу в середине 70-х, мне удавалось только просматривать иллюстрации аквариумных статей в иностранных журналах в Ленинке, а увидеть красиво украшенные аквариумы в живую можно было только на выставках Московского Городского Клуба Аквариумистов и дома у любителей. Побывав первый раз у своего давнего знакомого по переписке - Ахима Брюльмайера в Берлине, я был просто сражен не только увиденными там цихлидами, но и аквариумом в голландском стиле, где они обитали. Причём  размеры того водоёма казались мне тогда невообразимо большими - 240 х 80 х 100 см. Тогда, в СССР, максимальные размеры аквариумов  определялись только размерами стекла, которое можно было раздобыть. Как правило, это были листы размером 150 х 150 см. Поэтому аквариум длинной более полутора метров я и не видал. О том, что для сборки аквариума можно использовать силиконовый клей, мы тогда даже и не слыхали. Двумя годами позже, на международном симпозиуме в Польше (тогда Польской Народной Республике), мне удалось увидеть настоящий голландский аквариум и посмотреть на то, как его создают. После лекции на симпозиуме мои польские друзья познакомили меня с теми самыми голландцами, которые и проводили лекцию с одновременной демонстрацией создания аквариума. С одним из голландцев - Якобом Венте, редактором журнала "Het Aquarium", я, впоследствии, состоял в длительной переписке. Иногда мы даже встречались во время симпозиумов, как говорят, на нейтральной территории, то есть проходивших в соцстранах. В Голландию, куда меня регулярно приглашали для участия в симпозиумах и семинарах, меня не выпускали из-за работы и допуска к закрытым материалам. Переписка с представителями капиталистических стран, хотя и сломала всю мою карьеру в НИИ, но отказать себе в новых источниках информации я просто не мог. Увлечение аквариумом брало верх надо всеми прагматичными рассуждениями. 

В эти годы одним из самых сильных аквариумных фотографов в мире был Arend van den Nieuwenhuisen - человек, чьё имя я до сих пор вижу в русскоязычном интернете в написании латинскими буквами.  Видимо наших аквариумных "грамотеев" пугают три буквы в середине его полного имени, образующие неблагозвучное слово. На самом деле его фамилия звучит как - Нивенхойзен. – В своё время я не постеснялся и, как обычно это делаю, извинившись, спросил всё, что меня интересовало у голландцев. Так вот, фотографии Господина Нивенхойзена представляли голландский аквариум всему миру самым наилучшим образом. Именно тогда, начиная с 1977 года возникла настоящая болезнь, поразившая практически всю международную аквариумную общественность - голландский или, как его ещё называют по месту непосредственного происхождения, лейденский аквариум.  Вскоре в журнале «Рыбоводство и рыболовство» вышла моя статья, впервые представляющая голландский аквариум нашим любителям. Отмечу, что наш народ, как говорится, «загорелся» и увлечение голландским аквариумом не обошло СССР. Тогда я ещё много ездил по союзным республикам и видел голландские аквариум даже у одного любителя во Фрунзе (ныне Бишкек) в Киргизии. Писать об этом типе аквариума можно много, думаю лучше один раз увидеть на фото Нивенхойзена. Не так давно ему исполнилось 80 лет! 

Фото 1 и 2.


Следующим значимым этапом в развитии аранжировки пресноводного аквариума стал природный аквариум Такаси Амано. Именно Такаси, а не Такаши. Дело в том, что при написании японских слов латинскими буквами сочетание "Sh" всегда произносится, как русское "С", а сочетание "ch" звучит, как русское "т".  Дело в том, что звуков обозначаемых в русском языке буквами "Ш" и "ч",  в японском языке нет вообще. Поэтому грамотные люди говорят и пишут "Хиросима", "Фукусима", "Мицубиси", а не Гирошима, Фукушима, Мицубиши, как вещают у нас в рекламе двоечники, захватившие рынок, которые, уверен, и английского-то языка на нормальном уровне не знают! 

Фото 3 - Амано

Возвращаясь от лингвистики к аквариумистике, хочу отметить, что голландский аквариум несомненно оказал на Такаси Амано значительное влияние. Это совершенно очевидно, если посмотреть его последнюю книгу, где представлены все работы  японского мастера, начиная с 1985 года. В переводе на немецкий она называется  - Takashi Amano "Naturaquarium Das Komplette Werk 1985-2009″- 266 страниц, 250 цветных фотографий, Dahne Verlag GmbH, ISBN 978-30935175-66-1). Пишу о немецком издании -2010 года, только потому, что  читать на немецком языке для подавляющего числа любителей аквариума  легче, чем на японском. К сожалению, книга довольно дорогая и не нашла издателя в нашей стране, хотя и переведена на русский.



Фото 4 – книга.
Того же, что издано в России и было перекуплено нашими издателями на книжной ярмарке за бесценок у немцев, и сам Амано стыдится. О качестве полиграфического исполнения я уже и не говорю...

С момента моего знакомства с Амано прошло уже более 15 лет. Тогда он ещё не был так знаменит, как в настоящее время, но отмечу, что как человек, он остался таким же самым - целеустремлённым, амбициозным и влюбленным в аквариум и то, чем занимается. Ну, как сейчас говорят, не зазвездил... Выдающийся художник, не имеющий равных по выдумке и терпению, великий  созидатель живой гармонии подводных ландшафтов, гигант аквадизайна – такими эпитетами наделяют журналисты этого выходца из Ниигаты. Некоторые из них утверждают, что по своему значению в области создании подводных аранжировок Амано можно сравнить с Пьером Карденом в мире моды.

Несмотря на огромную, жесткую конкуренцию в Европе, Америке, Австралии и развитых странах Азии, аквариумная мода, создаваемая маэстро Амано не перестает радовать миллионы его поклонников и последователей. Являясь превосходным фотографом, Такаси Амано смог выразить свое мастерство аква-дизайнера в виде уникального  фотоальбома ставшего  в 90-е годы бестселлером в Японии. Эта работа сразу же получила широчайшее признание во всех развитых странах мира. В виде двухтомного издания «Мир природного аквариума» она неоднократно издавалась и переиздавалась на английском, французском, немецком, итальянском языках и, как не удивительно, на родном языке голландского аквариума. Сам термин «Природный аквариум Такаси Амано» стал широко известен в современном мире аквариумистики наравне с такими явлениями традиционного японского искусства, как «Икебана» и «Бонзаи». Не вызывает сомнения, что мода- среда динамичная, и здесь совершенствоваться означает конкурировать, соревноваться. Поэтому в 2000 году  Такаси Амано начал организовывать первый в истории мировой аквариумистики международный конкурс подводной аранжировки «The International Aquatic Plants Layout Contest» (далее IAPLC). Гран При конкурса в миллион иен предоставляла японская компания Aqua Design Amano Co., Ltd.  С самого начала возникновения этого международного форума, как явления,  работы представленные на конкурс судила коллегия состоявшая из 16 общепризнанных авторитетов со всего света и широко освещали 14 ведущих периодических аквариумных изданий мира. На первый конкурс  было заявлено более 550 работ. Но уже к 2002 году, как констатировали организаторы IAPLC, стало совершенно ясно, что популярность этого международного соревнования дизайнеров подводных ландшафтов, неуклонно растет, а число претендентов, стремящихся завоевать главный приз и получить мировое признание, выросло более чем на сто желающих, представляющих 20 стран. Отмечу, что с самого начала там были и россияне (в ближайшее время будут вперые показаны работы наших участников с самого начала IAPLC) .  Дальше больше. Чтобы не разглагольствовать долго и попусту, ниже представляю таблицу участников за все годы проведения IAPLC.

Год проведения
Количество участниковЧисло стран 2001




Год проведения        Количество участников               Число стран

2001                                                              557                                          19

2002                                                              661                                          20

2003                                                              673                                          23

2004                                                              791                                          26

2005                                                              894                                          33

2006                                                              959                                          36

2007                                                             1142                                          50

2008                                                             1170                                          47

2009                                                             1342                                          51

2010                                                             1819                                          55

2011                                                             1603                                          55



Само по себе знакомство с Такаси Амано у меня первоначально началось, как всегда, - по переписке. Увидав его аквариум в одном из немецких журналов, я как-то сразу проникся интересом к стилю и не стесняясь написал об этом, причём задал сразу же много вопросов. Пространный ответ не заставил себя долго ждать - вот так всё и началось. Оказалось, что у нас много общих интересов в аквариумистике, да и в жизни, тоже. Взять хотя бы фотографирование...

Как только стала обсуждаться сама идея IAPLC (кстати, эту аббревиатуру я придумал из-за лени, чтобы не писать каждый раз длинное название конкурса - да, так она и прижилась), чтобы не быть голословным и показать уровень традиционной отечественной аквариумистики, я направил Амано несколько своих фотографий. На одной был представлен своеобразный букет из цветущих мадагаскарских апоногетонов трёх видов, на другой фрагмент аранжировки, а на третьей просто красивый аквариум. К сожалению, оригинал "букета" в архиве в моём огромном архиве найти пока не удалось, но мне попалась одна из самых первых версий снимков с цветами пока только двух редких видов мадагаскарских апоногетонов. Фото 5, 6, 7.




 Больше чем за год до начала конкурса я получил от Такаси Амано письменное разрешение на использование его фотографий в публикациях в России.  Дружба-дружбой, а авторские права никто не отменял! Поскольку мне и самому не одно десятилетие доводилось публиковать свои материалы за рубежем, оформлять всё это приходилось через ВААП (Всесоюзное агентство по авторским правам). Закон есть закон – правда, в России он, как всегда, не действует... Я вижу десятки и сотни моих книг и фотографий (и даже диссертацию) в Интернете, а письменное разрешение просили всего несколько человек...  Когда в июне 2003 мне удалось организовать самый первый семинар и мастер-класс Амано в Москве – приходило много желающих получить разрешение на публикацию его книг в России. Все переговоры происходили при моём непосредственном участии, как переводчика, но никто письменного разрешения на использование его фотографий не получил. Так, что подавляющее большинство фотографий амановских аквариумов в Интернете (за исключением моих публикаций) – просто просто-напросто ворованные.  Вот такая печальная реальность...                                                                    Если посмотреть на обложку пилотного выпуска журнала «Аквариум эксперт вып.1, 2000», то там очвидно фото Такаси Амано, а внутри целый раздел о его моделях аранжировки. Проект не пошёл, так как 12 лет назад, когда он создавался, не удалось найти достаточное количество спонсоров и рекламодателей, а аквариумной индустрии, как не было, так и нет...  Фото 8.               

 Как известно, японцы огромное внимание уделяют эстетическому оформлению своей деятельности и церемониалам. Это нашло своё отражение и в подготовке и проведении конкурсов IAPLC с самого начала и до настоящего момента. Для каждого конкурса разрабатывался и выпускался свой отдельный фирменный стиль с отдельными эмблемами и, впоследствии, с картами участников. Были разработаны правила судейства, которые оттачивались и совершенствовались на протяжение всех 11 лет существования IAPLC. Церемония награждения победителей проходила очень торжественно, как они умеют, а по окончании мероприятия печатался каталог, в котором были представлены работы участников и давалась объективная оценка аквариумам победителей. Каждому участнику выдавался номер его соответствия мировой табели о рангах и высылался памятный сертификат участника. Продолжение следует – «Пресноводный и морской аквариум в исполнении Амано».

 ПЕРЕЧЕНЬ ФОТОГРАФИЙ
1.     Голландский аквариум – фото Аренда ван ден Нивенхойзена
2.     Господин Нивенхойзен с немецким журналом DATZ в год своего 80-летия
3.     Портрет Такаси Амано
4.     Книга Такаси Амано – все работы с 1985 года
5.     Букет из цветов мадагаскарских апоногетонов
6.     Фрагмент декоративного аквариума из Москвы
7.     Аквариум с харациновидными
8.     Обложка журнала «Аквариум эксперт»
9.     – 21. Эмблемы конкурсов с 2001 по 2012 годы





Источник: http://www.aquariumist.ru
Категория: Из первых рук – вопросы, консультации и помощь | Добавил: Kochetov (15.11.2011) | Автор: Сергей Кочетов E
Просмотров: 2418 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: