Новое время. Начало: конец XYII – XIII вв. Проблемы гносеологии (теории познания), учение о методе научного познания. Эмпиризм Френсиса Бэкона (1561-1626). Главный труд – «Новый органон». В познании надо опираться на опыт, на чувственные данные (это называется – эмпиризм), близкое понятие – сенсуализм. Главный метод познания – индукция (общие выводы получаются из обобщения множества частных явлений, а не произвольно из головы исследователя).Эмпиризм Френсиса Бэкона (1561-1626). Главный труд – «Новый органон». В познании надо опираться на опыт, на чувственные данные (это называется – эмпиризм), близкое понятие – сенсуализм. Главный метод познания – индукция (общие выводы получаются из обобщения множества частных явлений, а не произвольно из головы исследователя). Познанию мешают идолы (призраки), от них надо освобождаться (идолы рода, пещеры, рынка, театра). Идолы рода и пещеры – врожденные (идолы рода – зависимость от конкретной культуры своего народа, идолы пещеры – субъективный взгляд как бы из своей пещеры, с позиций своего опыта); идолы рынка и театра – приобретенные (идолы рынка – искажение смысла слов и выражений, идолы театра – влияние старой философии, старых авторитетов, например, схоластики в средние века). Пути познания: «путь паука» (крайний рационализм, получение знаний из собственного ума, оторванность от жизни); «путь муравья» (крайний эмпиризм – бессистемное собирание фактов без их осмысления); «путь пчелы» (идеальный способ познания с опорой на полноту фактов и проникновение в сущность изучаемого явления). Томас Гоббс (1588-1679) ученик и продолжатель философии Ф. Бэкона. Убежденный материалист. В теории познания тяготеет к сенсуализму: органы чувств получают сигналы из внешнего мира (он называет их «знаками» и дает им классификацию). В качестве метода познания призывал использовать как индукцию, так и дедукцию (от общего к частному). Один из основателей теории «общественного договора», то есть естественного, а не божественного происхождения государства. Главный труд по теории общества – «Левиафан» (от имени страшного библейского морского чудовища). Так как человек от природы зол и эгоистичен, государство должно быть жестким, беспощадным (абсолютизм). Джон Локк (1632-1704) – продолжатель философии Бэкона и Гоббса. Материалист. В основе познания лежит только опыт: нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах. Сознание человека – «чистая доска», на которой записывается опыт. Подчеркивал роль социальной среды и развивающих занятий в воспитании ребенка (создал свою педагогику). Как и Гоббс, сторонник теории «общественного договора», однако, так как у него человек от природы добр и разумен, государство не должно быть жестким. «Отец» либерализма (теории защиты прав и свобод каждого человека, в первую очередь права на свободу, жизнь и частную собственность). Выступал за разделение властей на законодательную, исполнительную и федеративную (ведала отношениями с другими странами). Рационализм: Рене Декарт (1596-1650). Дуалист (существуют как материальная, так и духовная субстанции). Субстанция – это то, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Все сотворенные Богом субстанции делятся на материальные (вещи), им свойственно протяжение (протяженность в длину, ширину, высоту, вглубь; они делимы до бесконечности) и духовные (идеи), которые обладают мышлением и неделимы. Опора на разум в познании («Я мыслю, следовательно, я существую»). Разрабатывает правила научного метода. Они сводятся к следующему: 1. в качестве исходных положений использовать только абсолютно достоверное, доказанное логикой и не вызывающее сомнения знание; 2. сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; 3. последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к менее известным и недоказанным; 4. строго соблюдать последовательность, не пропуская ни единого звена в логической цепочке исследования. Декарт ценит дедукцию, понимая под ней опору на абсолютно достоверные знания и строгие логические приемы для получения (выведения) новых, тоже достоверных знаний. Создал учение о врождённых идеях (очевидных аксиомах – понятиях и суждениях, данных человеку от природы, например, понятия «Бог», «число», «душа» и др.). Был крупным математиком. Конечной целью познания считал победу человека над природой. Монадология Лейбница. Готфрид Лейбниц (1646-1716) – немецкий математик, юрист, философ. Создал учение о монадах (о множественности субстанций). «Монада» - от греч. «единое», «единица». На создание подобной теории повлияло изобретение микроскопа. Мир состоит из множества субстанций (монад), каждая из которых неделима, проста, не имеет протяжения (не является телесно-материальным образованием). Она обладает стремлением, влечением, восприятием, представлением. Монады самодостаточны, не зависят друг от друга. Существуют четыре класса монад: «голые монады» - лежат в основе неорганической природы; монады животных (обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием; монады человека (души) – обладают сознанием, памятью, мышлением; высшая монада – Бог. Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы. В своей теории познания Лейбниц стремился примирить эмпиризм и рационализм, поделив все знания на «истины разума» (выводятся из самого разума, доказываются логически) и «истины факта» (полученные эмпирическим путем, например, температура кипения воды или плавления металлов; эти знания не раскрывают причин явлений, но тоже необходимы. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма. Дж. Беркли (1685-1753) – английский философ Нового времени. Единственная очевидная реальность – сознание человека. Материя – пустое понятие (не может быть абстрактных общих идей). Мир – только мое восприятие. («Существовать – значит быть воспринимаемым»). Нет меня – нет мира (такая привязка мира к сознанию человека называется «солипсизм»). Тяготел к эмпиризму. Дэвид Юм (1711-1776) – английский мыслитель аналогичной ориентации. Основа познания – опыт. Основной элемент опыта – восприятие (перцепция). Изучал проблемы памяти и воображения, а также способность человека к принципу ассоциации. Идеи Беркли и Юма положили начало изучению человеческой субъективности, а значит, создали основу для возникновения науки психологии. Философия французского Просвещения XYIII века. Франсуа Вольтер (1694-1778). Страстно выступал против католической церкви («Раздавите гадину!»). Признавал Бога как первопричины, но считал невозможным достоверно доказать как его наличие, так и отсутствие. Признавал необходимость существования Бога с морально-эстетической точки зрения (для поддержания порядка в обществе). В познании выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому. Призывал гуманно относиться к простому народу. Идеалом считал абсолютную монархию с просвещенным монархом во главе (идея «просвещенного абсолютизма»). Переписывался с Екатериной II, давал ей советы по обустройству государства. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – во многом – единомышленник Вольтера. Признавал Бога создателем мира, но отвергал его вмешательство в дела людей и процессы природы (деизм). Бог – источник воспитания нравственности. Критиковал церковь за вмешательство в жизнь общества и претензии на власть. Пытался отыскать объективные причины развития общества (климат, ландшафт, народонаселение), а также морально-психологические факторы (традиции, религия, этнические особенности). Идеальной формой государства считал конституционную монархию. Развил предложенную Локком идею разделения властей. Выступал за суд присяжных, где может участвовать простой народ. Дени Дидро (1713-1784). Выдвинул идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». В ее написании участвовали ведущие философы- современники Дидро (на это ушло свыше 20 лет). Идеал государственной власти – «просвещенная монархия», а идеал экономического состояния – разделенная разумно, с учетом интересов большинства, частную собственность. Немецкая классическая философия: Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, Людвиг Фейербаха. И. Кант (1724-1804). 1. Докритический период творчества – проблемы природы. Природа имеет свою историю во времени, а не является вечной и неизменной. Этот взгляд был новаторским. Все живое (и человек тоже) – продукт естественной эволюции. Солнечная система возникла из большого облака разряженных в космосе мельчайших частиц материи в результате вращения облака благодаря притяжению, отталкиванию, столкновению составляющих его частиц. Но в качестве первоначала всего Кант сохраняет Бога. 2. Критический период научного творчества Канта – занятие проблемами философии. Главные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Кант стоит на позициях агностицизма (невозможности познания мира). Познавательные способности человека ограничены. Разум наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии) Их четыре: 1. ограниченность пространства (разум доказывает, что мир ограничен и что он в то же время не имеет начала и конца во времени и пространстве); 2. простое и сложное: существуют только простые вещи и то, что состоит из простых и, одновременно, в мире нет ничего простого; 3. свобода и причинность: существует не только причинность по законам природы, но и свобода; одновременно свободы нет, все в мире существует в силу строгой причинности по законам природы; 4. Бог существует как безусловная причина всего сущего (есть строго логические доказательства этого факта), но разум может доказать и то, что его нет. Разум заходит в тупик. Это доказывает его ограниченность. Кант делит знание на апостериорное (полученные в результате опыта), которое не всегда достоверно (например, опыт показывает, что лебеди – белые, хотя в природе иногда встречаются и черные лебеди) и априорное знание (существующее в разуме до опыта, изначально и не требуют доказательств). Например: все тела протяженны, жизнь человека протекает во времени, все тела имеют массу. Эти знания не требуют опытных доказательств. Эти положения очевидны и абсолютны. Нет физического тела, не имеющего массы, не существует жизнь вне времени… Такой взгляд Канта был логичен в эпоху Канта, однако теория относительности Эйнштейна в середине XX века поставил его под сомнение. Одно из главных понятий Канта – «вещь в себе». Это – внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Схема познавательного процесса: внешний мир осуществляет воздействие («аффицирование») на органы чувств человека, создавая ощущения. Сознание придает раздельным ощущениям целостность, системность. Эта картина мира не имеет ничего общего с реальным миром. Он остается «вещью в себе». Человеческое сознание имеет свою структуру: 1. формы чувственности, 2. формы рассудка, 3. формы разума. Априорные формы чувственного познания – пространство и время. Априорные формы рассудка – категории (предельно общие понятия), с помощью которых осмысляются и систематизируются первоначальные ощущения. Кант называет двенадцать категорий и делит их на четыре класса по три в каждом. Это категории количества, качества, отношения, модальности. Категории имеют свою внутреннюю структуру. Разум – высший уровень познания, его формами являются высшие идеи (Бога, души, сущности мира и др.). Философия – наука об этих высших идеях. Помимо «чистого разума» существует практический разум – он нацелен на изучение проблем морали, нравственного поведения людей. Он сформулировал моральный закон – категорический императив. Моральный закон имеет априорный характер (вложен в нас до опыта). В наше время императив Канта понимается как формула: относись к человеку только как к цели и никогда – как к средству. Кант обосновал изначальную свободу человека, которая должна совмещаться со свободой другого человека, а не сводиться к произволу. Он обосновал идею свободы в рамках закона и теорию правового государства. Г. Гегель (1770-1831). Главные труды – «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права». Представитель объективного идеализма. Главное понятие Гегеля – абсолютная идея. Это единственно существующая подлинная реальность, первопричина мира. Абсолютная идея (она же – Мировой (Абсолютный) дух)) обладает самосознанием и способностью творить. Мировой дух через человеческую деятельность опредмечивает себя. Человек в идеале – носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица Мирового духа. Наиболее полно Мировой дух осуществляется через приобщение человека к философии, религии и искусству. Гегель пытался понять философию природы, философию истории, философию духа. Он разработал понятие диалектики как основополагающего закона развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Развитие происходит по схеме: тезис (утверждение), антитезис (его противоположность), синтез (новое утверждение, которое становится тезисом, но на более высоком уровне). Например: Тезис «бытие» (то, что существует); антитезис «небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез – «становление». Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания. | |
|
| |
| Просмотров: 1485 | |
| Всего комментариев: 0 | |