|
Виды мифов: 1. Этиологические («причинные», объяснительные) – о происхождении некоторых видов животных и растений (или их свойств), гор, морей, небесных светил, ремесел, социальных институтов, огня, смерти и др.; 2. Космогонические – о происхождении мира (космоса); 3. Антропогонические – о происхождении людей (например, из глины, дерева); 4. Астральные – о звездах и планетах (например, солярные и лунарные); 5. Тотемические – о родстве человека с животными; 6. Календарные, связанные с циклом календарных обрядов (как правило, с аграрной магией), они были ориентированы на регулярную смену времен года; 7. Героические – о героях, о победе добра над злом; 8. Эсхатологические – о конце света. Основные черты мифа: антропоцентризм (очеловечивание всего в мире), наличие элементов фантазии, поэтичность (образность), связь с ритуальными действиями (призваны помочь в охоте, охране от врагов, защите от стихии), синкретизм (нерасчлененность, тесная взаимосвязь зачатков разных видов деятельности и сознания – искусства, наблюдений за миром, религии, морали, практического опыта и проч.). Мифологическое сознание, будучи целостным мировоззрением, повлияло на возникновение первых философских систем (они несут на себе печать наивно-мифологического мировосприятия). Но в отличие от мифа философское мышление рационально, опирается на науку, имеет систематизированную форму, отличается абстрагированием от частного, конкретного и др. Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное, высшие силы, влияющие на жизнь природы и человека (слово «религио» происходит от лат. «связывать»). Этот тип мировоззрения облекается в чувственную, образно-эмоциональную, а не рациональную (к чему тяготеет философия) форму восприятия действительности. Религия, будучи всесторонним мировосприятием, как и миф, ставит проблемы начала и конца мира, судьбы человека, нравственные вопросы. Основные мировые религии: буддизм (самая древняя), христианство, ислам (самая молодая). Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии: синтоизм (Япония), индуизм (Индия), иудаизм (религия еврейского народа - первая монотеистическая религия). Религия выше разума ставит веру. Она обладает огромным нравственным потенциалом. Функции религии: функция консолидации (объединения) общества вокруг нравственных ценностей и культурных традиций; нравственно-воспитательная (проповедует идеалы добра, сострадания, скромности, терпимости, долга и проч.); смыслообразующая (насыщает жизнь человека смыслом – следовать благой жизни, самосовершенствоваться ради воздаяния после физической смерти); психотерапевтическая (утешает в трудные минуты жизни) и др. Философия представляет собой научно-теоретический тип мировоззрения, который отличается 1. рациональностью; 2. рефлексией (обращенностью мысли на саму себя); 3. системностью; 4. логикой и теоретической оформленностью; 5. тесной связью с наукой (опора на знания, а не на вымысел или веру); 6. опирается на четкие понятия и категории (наиболее фундаментальные понятия, обладающие высокой степенью обобщения характеристик объектов и явлений). В своей эволюции философское мировоззрение прошло три стадии: 1. Космоцентризм – ориентация на изучение природы (Космоса), признание зависимости всего сущего от Космоса и космических циклов (философия Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции); 2. Теоцентризм – объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы (Бога) (философия средневековой Европы); 3. Антропоцентризм – направленность на проблемы человека (философская мысль Европы эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы). | |
|
| |
| Просмотров: 5197 | |
| Всего комментариев: 0 | |