|
Предмет философии Слово «философия» происходит от греческих слов phileo – люблю и Sophia - мудрость и означает «любовь к мудрости» («любомудрие»). Данное понятие ввел в обиход Пифагор. Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и при этом фундаментальной значимости. Такие смыслы имеют для людей основополагающее значение. Философия – особая форма духовного освоения мира, учение об общих принципах пребывания человека в мире, взаимодействия с ним и его преобразования. Возникает философия в VII - VI веках до н. э. в Древней Греции, а на Востоке – в Древней Индии и Древнем Китае. Предмет философии менялся от эпохи к эпохе, от мыслителя к мыслителю. Для древнегреческого философа Платона философия – мышление о вечном и непреходящем; для его ученика Аристотеля корень философии – в удивлении, а предмет ее – в исследовании первых «начал и причин». Философия – единственная свободная наука, она одна существует «ради самой себя». Двойственность философии состоит в том, что она убеждена в своей привилегированности и в то же время обременена постоянным сомнением в своих возможностях. Предмет философии находили то в сфере познания, то в сфере нравственности, иногда она напоминала поэзию, так как некоторые философские системы лишены строгости и однозначности. Великий представитель немецкой классической философии Гегель отождествлял философию с универсальной наукой, которая диктует свои выводы специальным наукам (труд «Философия природы»). Правильнее было бы сказать, что философия может быть координатором, формой обобщения результатов научного исследования (пример: философы-позитивисты). В марксизме (К. Маркс и Ф. Энгельс) философия определялась как «наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления». Иммануил Кант, представитель немецкой классической философии, в «Критике чистого разума» писал, что философия утратила ореол универсальной науки. В XX веке многие мыслители вывели философию из рамок общепринятого образа науки. Так, Альбер Камю (французский философ-экзистенциалист) считал философию формой решения человеком своих глубоко личных проблем. В отличие от строгой науки философские положения нельзя ни верифицировать (проверить опытом), ни фальсифицировать (опровергнуть). Философия равнодушна к отдельным фактам. Исходные положения философии формулируются с помощью предельно общих понятий. Другая отличительная черта философии – личная пристрастность авторов. В истории философии нет линейной последовательности: одновременно сосуществует множество философских систем. Односторонними взглядами на предмет философии считаются следующие подходы: 1. натурфилософский стиль мышления, когда философия считается наукой наук, диктующей методы другим наукам, а порой – предвосхищающая их выводы; 2. социологизм, когда философская теория выводится из социальной ангажированности мыслителя; 3. методологизм, когда философия считается особой аналитической деятельностью, проясняющей содержание понятий и правил пользования ими;
конкретного исследователя; 5. аксиологизм – сведение философии к учению о ценностях. Философия является наукой о «сущем» (о том, что есть, и в этом она близка к науке) и, одновременно, наукой о «должном» (о желательном, идеале), и в этом она близка к религии, искусству, идеологии. Философия – относительно автономная сфера теоретического знания, «жизненный разум». Философ не обращается к прорицаниям, не прислушивается к авторитетам, не ждет откровений. Философ знает, что он ничего не знает. И это знание о собственном незнании сообщает ему величие… Русский мыслитель Петр Чаадаев сказал: «Истина дороже Родины». Аристотель говорил: «Платон мне друг, но истина дороже». Древние мыслители (и это повторил Лейбниц в Новое время) учили: «Не плакать, не смеяться, не проклинать, а понимать». Эти примеры говорят о свободе философской мысли. Философ свободен, и у этой свободы – разные «одежды». Свободен античный стоик, противостоящий в своем бесстрастии абсурду жизни; свободен средневековый мистик в своих духовных проповедях; свободен философ эпохи Просвещения в своих призывах вернуться к природе, к «естественному человеку» (лозунг: долой условности!). Обладая огромной всеобщностью, философия рождает многообразие школ и теорий. Поиск высших смыслов бесконечен. Предназначение философии состоит в том, чтобы исследовать первопричины, сущностные свойства, глубинные основания миропорядка, отыскать истинные смыслы того, что происходит с миром, культурой, социумом, человеком. Философия призвана бесстрашно погружаться в тайны бытия, создавать объяснительные модели сущего и должного. Философия – рациональная деятельность по осмыслению фундаментальных человеческих потребностей и выработке основных жизненных целей. Она – не бесстрастный регистратор всего происходящего во Вселенной («сущего»), но и не комиссия по выработке однозначных предписаний («должного»). Философия только разворачивает перед человеком возможный спектр форм и направлений деятельности. Она выражает стремление быть человеком всего мира, быть связанным с вечностью. Это – «квинтэссенция культуры», где присутствует и «сущее», и «должное». Противоречивость философии: поиск устойчивости и, одновременно, критицизм. | |
|
| |
| Просмотров: 1970 | |
| Всего комментариев: 0 | |