Средневековая философия.

Средневековая философия.

«Средние века» - промежуток времени между Античностью и Ренессансом. В конце четвертого века Римская империя разделилась на две части, а незадолго до этого христианство стало доминирующей государственной религией. Античность закончилась с падением Римской империи после переселения на ее территорию германских племен (375-568). Начались Средние века.

В античной философии человек мыслился как часть Вселенной, доступной человеческому познанию. Благодаря мысли, человек властвует над миром; знание дает ему мудрость. Древнегреческие философы, от досократиков до первых стоиков и Эпикура, исходили из мира чувственной реальности и, выходя за пределы простых чувственных впечатлений, достигали реальности более высокой, мыслимой. Древнегреческая философия всегда являлась оптимистической.

На последнем этапе развития античной философии происходит утрата веры в Разум (скептики, киники и др.). В Ш и II вв. до н. э. философы перестают верить в безраздельную власть разума и учат мудрости, основанной на равнодушии и эгоизме. Тем самым они способствуют угасанию духа эллинизма. В их теориях человек становится беззащитным перед лицом страданий и метафизического отчаяния. Возникает интерес к новым метафизическим учениям, пришедшим с Востокаманихейству, митраизму, иудаизму, гностицизму, христианству. Что касается последнего, то оно возвысится над всеми и будет признано в первую очередь в Средиземноморье, а затем и во всей континентальной Европе. Христианство обращалось к каждому человеку. Оно давало надежду каждому. Политическому бесправию, бедности и физическим страданиям противопоставлялась надежда на справедливое вознаграждение за страдания.

Встреча первых христиан с эллинистической интеллектуальной жизнью привела к возникновению христианской теологии, которая началась как апологетика, то есть как защита христианства от нападок интеллектуалов тех дней, в основномнехристиан. Произошел синтез христианства и неоплатонизма, при этом определенное значение имел и поздний стоицизм. Данный синтез доминировал с Ш по ХII век. В XIII веке в западном мире возник интерес к Аристотелю, и христианское мировоззрение представляло собой синтез его положений с аристотелизмом.

В Средние века философия и теология были основными видами деятельности, претендовавшими на постижение высших истин. Одной из главных тем стала проблема соотношения веры и знания. Долгое время существовало представление о том, что «…теология, образно говоря, сжимала философию в своих ледяных объятиях…» (Г. Скирбекк, Н. Гилье. История философии, М., 2003, с. 179). Философию принято было считать «страдающей» стороной. Однако с одинаковой уверенностью можно утверждать, что греческая (включая эллинистическую) философия «нанесла ущерб» теологии христианства, так как последняя использовала язык философов-неоплатоников. Примерами могут служить догмат о Троице, учение о примате души над телом. Можно сделать вывод, что в результате симбиоза философии и теологии страдающей стороной оказалась именно теология.

Христианство опиралось на представление о Боге как Личности и Творце, идею линейности истории и идею человека как центра всего. Для греческих философов человек считался созданием, существующим в космосе наряду с другими творениями. Камни, растения, животные, люди и боги существуют в античной философии в одной конечной вселенной. Согласно христианской традиции, Бог является Личностью, существующей над миром. Весь земной мир сотворен Богом как обиталище людей и устроен так, чтобы люди могли быть спасены. Вселенная вторична по отношению к людям и Богу. Все в земном мире сконцентрировано вокруг странствия человечества по пути, ведущему к спасению. Люди бесконечно ценнее, чем другие земные творения; при этом существует всеобщее равенство и братство людей, ибо все они созданы по образу и подобию Божьему. История, в отличие от понимания стоиков, является не кругообразной, а линейной: она движется вперед к Судному Дню.

Социальное оформление средневековой философии резко отличается от античного. Ликвидированы философские школы и объединения. Не стало странствующих философов,

Философов-законодателей, которым воздвигали статуи. Не стало многообразия форм мысли, ибо все философы Средневековья были христианами, большинство из нихмонахами, священнослужителями.

Средневековая философия прошла в своем развитии ряд этапов. Ее история охватывает около одиннадцати столетий.

Первый период попадает на первые пять столетий нашей эры. Происходит оформление христианской веры в церковных догматах, которое сопровождается борьбой с ересями и учениями магов. Основы церковной догматики и христианской философии были заложены Отцами Церкви. Совокупность их произведений (на латыни или греческом) называется патристикой. Самым крупным представителем этого периода является Аврелий Августин.

Второй период включает в себя YI - X века. В этот период происходит завоевание Римской империи германцами. Германские племена (франки, лангобарды, готы, бургунды и проч.) воюют между собой, что с неизбежностью приводит к разрушению культуры. Гибнут латинские и греческие основания культуры, разрушается интеллектуальная жизнь монастырей. Первым пытался поднять культурный уровень Европы Карл Великий. Он создал благоприятные условия для сохранения и передачи латино-греческой культуры. С этой точки зрения в империи Каролингов можно видеть возрождение после четырех веков невежества погибшей Римской империи.

Третий период охватывает Xi и XII вв. На смену глубокому упадку, имевшему место в X веке, после нашествия норманнов, отбросивших страну на уровень Y в., философия снова занимает достойное место. Наиболее яркими мыслителями этого периода являются святой Ансельм Кентерберийский, Абеляр (предтеча схоластов) и др.

Четвертый период представлен XIIIм веком. Это столетие является наиболее важным в истории Средневековья. Особенностью данного периода является заметное влияние арабских мыслителей и ученых (Авиценна, Аверроэс). Создаются университеты, формируется философское мировоззрение, называемое схоластикой. Основной фигурой данного периода является Фома Аквинский. Он дает христианское истолкование философии Аристотеля. Другим известным мыслителем является Роджер Бэкон (Оксфордский университет).

Пятый период охватывает XIV в. В первой половине этого века развиваются томизм (учение Фомы Аквината) и схоластика. Наиболее известный мыслитель - Уильям Оккам.

Становление и основные этапы развития ранней христианской философии.

Христианство возникло в I веке нашей эры в восточной провинции Римской империиПалестине, во II- III веках широко распространилось по всей империи и даже за ее пределами. Со стороны властей имели место гонения на христиан. К началу IV века христианские общины окрепли и стали серьезной силой, с которой нельзя было не считаться.

В 313 г. императоры Константин и Лициний издают Миланский эдикт, в котором христианство уравнивалось в правах с другими религиями. В 325 г. по указу Константина христианство становится государственной религией Римской империи.

В 529 г. император Юстиниан закрыл последнюю языческую философскую школуплатоновскую Академию в Афинах.

Развитие христианской философии в первых веках нашей эры шло очень медленно и сопрягалось с рядом трудностей. Ряд видных христианских мыслителей (Тертуллиан, Татиан и др.) считали, что христианство вообще не нуждается ни в какой философии, поэтому нужно отбросить все философское наследие. Другие мыслители полагали, что философия может помочь в обосновании христианской веры. Для этого можно использовать даже идеи язычников, очистив их от собственно языческого содержания.

Большое влияние на формирование христианской философии оказал иудейско-эллинистический философ Филон Александрийский (он первым заговорил о личностном понимании Бога).

Глубоким философским содержанием насыщены библейские (новозаветные) тексты: Евангелие от Иоанна и Послания апостола Павла.

Собственно философское осмысление идей христианства впервые появляется в гностицизме, учении Оригена, апологетике и патристике. Главной целью человеческой жизни в христианском вероучении становится спасение, обретение райского блаженства и приближение к Богу.


Категория: философия | Добавил: aquariumist (03.07.2010) | Автор: Аквариумист.РФ E
Просмотров: 1726 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: