Вторник, 19.10.2021, 14:02Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск без магазина

Корзина

Ваша корзина пуста

категории

Рыбы [82]
философия [17]
мифы, религия, философия
Аквариумы [168]
Фотогаллерея [1]
Сомовидные [8]
Бассейны [7]

мини чат

 
500

ТЕГИ

Статистика

Проверка тиц pr
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Данные за сегодня

Яндекс.Метрика

Skype

Block title

Статьи Аквариумиста

Главная » Статьи » Аквариумистика » философия [ Добавить статью ]

Античная философия.

Античная философия.

Философия Древней Греции и Рима.

Зарождается в 7-6 вв. до н.э.

Этапы:

  1. Натурфилософский (он же - досократический, характеризуемый космоцентризмом).
  2. Антропологический (антропоцентризм, классический).
  3. Эллинистический («эллин» - «грек») = этический.

Натурфилософский период: Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Гераклит из Эфеса (эфесский), пифагорейцы, элеаты, атомисты (Демокрит и Левкипп).

1. Милетская школа: Фалес (около 640-560 до н.э.) – основатель. Первоначало всего сущего – архэ (вода, или влага). Земля – диск на воде. Ему присущ гилозоизм (одушевление неживого). Центр Вселенной – Земля (геоцентризм). Определил длительность года (365 дней). Ряд математических открытий (есть теорема Фалеса), путешествовал, наблюдал за природой. Анаксимандр (610-540 до н.э.) – ученик Фалеса. Первоначало – апейрон (вечная беспредельная неопределённая материальная субстанция). Вывел закон сохранения материи; считал, что все вещи состоят из микроскопических элементов (предвосхитил атомизм). Первый выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции (предвосхитил учение Дарвина). Анаксимен (588-525 до н.э.) – ученик Анаксимандра. Первопричина – воздух; все вещества – результат различной концентрации воздуха (круговорот в природе: воздух – вода – ил – почва – камень). Проводил параллели между душой человека (психэ) и воздухом (пневмой)- душой космоса. Отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

2. Школа Гераклита. Гераклит Эфесский (2-ая пол. 6 в. - 1-ая пол. 5 в. до н.э.). Первоначало – огонь. Видел мир в развитии. Основой развития считал борьбу противоположных начал. Афоризмы: «Всё течёт, всё изменяется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Выступал за материальность человеческой и мировой души. Всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум. Сторонник чувственного познания мира. Создал учение об относительности всего в мире (вода в море – чистая для рыб и грязная для человека). Это стало питательной почвой для развития скептицизма.

3. Пифагорейцы. Пифагор (2-ая пол. 6 в. – нач. 5 в. до н. э.). Первоначало – число (единица) (идеальное начало). Всё можно свести к числу и всё можно измерить с помощью числа. Познание мира осуществляется через число. Такое познание является промежуточным между чувственным и идеалистическим; единица – мельчайшая частица всего (мистика чисел). Учение о гармонии небесных сфер. Проводил параллель между музыкой и математикой. Выделил протокатегории, которые показывают диалектическое единство мира, основанное на единстве противоположностей: чет-нечет, правое-левое, мужское-женское и проч. Создал школу – «Пифагорейский союз».

4. Элеаты (Элейская школа) (6 – 5 вв. до н. э.) – Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Изучали проблемы познания (только умом можно познать суть вещей). Разделяли чувственное познание (мнение) и высшее духовное познание (через разум). Выводили множество явлений из единого первоначала (Единое). Всё сущее считали материальным выражением идей (предвестники философского идеализма). Апории Зенона (тупиковые ситуации): «Летящая стрела», «Ахилл и черепаха» (логически существование движения доказать нельзя, хотя чувства нам это демонстрируют). Бытие неподвижно, постигается умом, а не чувствами.

5.Атомисты. Демокрит (около 460-около 370 до н. э.). Демокрит жил за пределами этого периода, но сохранил его дух. Сторонник атомизма. Ученик Левкиппа. В основе бытия – атомы (с греч. «атом» – «неделимый»). Многообразие мира проистекает из многообразия атомов. Между атомами - пустота, в которой они движутся (механистическая картина мира). Существует круговорот атомов. Душа материальна, состоит из атомов, но более лёгких; умирает вместе с телом. Теория познания (гносеология): атомы можно познать только разумом (рационально). Существует притча о том, что в конце жизни Демокрит лишил себя зрения, чтобы более глубоко постигать истину умом, так как чувственное познание не даёт истинного знания. Создал учение о детерминизме (всё имеет причинную обусловленность, причины носят естественный характер). Отождествляет понятие причинности с понятием необходимости (всё происходит фатально). Притча о лысом человеке и черепахе: по Демокриту, случай с гибелью человека, об лысую голову которого орел пытался разбить панцирь черепахи, приняв ее за булыжник, происходит по необходимости (ибо отождествляет причинность и необходимость).

Антропологический (классический) период.

Это период наивысшего расцвета и начала упадка древнегреческого полисного строя. На этом этапе развивается софистика (школа софистов – «учителей мудрости»), философия Сократа (под ее влиянием появятся многочисленные сократические школы), философия Платона (он создает Академию) и его ученика Аристотеля (создает Ликей, или Лицей, а также является воспитателем Александра Македонского).

Софисты (5-4 вв. до н.э.). Они были просветителями античного общества, уделяли большое внимание проблемам языка, логике, риторике (искусству красноречия). С них началась переориентация философии с проблем бытия (природы, космоса) на проблемы человека (антропоцентризм). Один из самых крупных софистов Протагор сказал: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют». Вторая часть высказывания гласит о том, что само существование вещей зависит от человека. Отсюда – относительность всего существующего (в том числе – самого знания). Протагор привлек внимание к действительной жизни реального человека.

Однако Протагор не избежал крайностей релятивизма (учения об относительности и условности человеческого познания). Он и его единомышленники отрицали старые традиции, подвергали критике нормы морали, устройство государства, были субъективны в оценках и суждениях….

Софисты делятся на «старших софистов» (Протагор, Горгий, Продик и др.) и «младших софистов» (Ликофрон, Трассимах и др.).

Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, хитростей, благодаря чему правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось ложным и вызывало путаницу в голове собеседника. Например, «рогатый софизм»: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь».

Изначально неверная посылка: наличие рогов.

Софистов подвергали критике, однако они внесли большой вклад в греческую философию и культуру: критически взглянули на окружающую действительность, распространили много знаний.

Сократ (469-399 до н. э.). Многому научился у софистов, был яркий полемист, мудрец, педагог. Был сыном каменотеса и повивальной бабки. Не оставил письменных произведений, известен из работ его учеников (в первую очередь – Платона). Вел аскетический образ жизни (бродя по базару, восклицал: «Какое счастье, что многие вещи мне не нужны!»). Вел свою просветительскую работу на рынках, на площадях, в гуще народа в форме открытой беседа (диалога, спора).

Основной метод – майевтика (буквально – «родовспоможение»). Суть его в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам – подвести собеседника к самостоятельному отысканию истины (актуально для современной педагогики – «научить учиться»).

Сократ был сторонником этического рационализма, считая, что человек, зная, в чем есть добро, не будет творить зло. Превозносил человеческий разум, познавательные способности человека, считая, что порок совершается от незнания.

В отличие от софистов, он не увлекался относительными истинами, критиковал софистов про забвение абсолютного, превосходил их в понимании общего (справедливости как таковой, мужества, добра как такового…).

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. Он был приговорен к смерти и принял чашу с ядом.

Платон - ученик Сократа – (427-347 до н.э.). Создал Академию (философская школа), труды писал в виде диалогов: «Апология Сократа» (апология – защита), «Парменид», «Федон», «Государство», «Законы». Представитель объективного идеализма. Признаёт в качестве подлинного бытия объективные, не зависящие от человека и предметного мира эйдосы (идеи). Мир вещей, природы не постоянен, конечен, несовершенен. Идеи – вечны, совершенны. Вводит понятие Единое (основа всякого бытия, не имеет никаких признаков, ни начала, ни конца). Душа – подвижная инстанция, которая связывает все вещи и все явления, она бессмертна (часть мировой души).

Гносеология (учение о познании) сводится у Платона к воспоминанию души о прекрасном мире идей, где она находилась до вселения в тело (верил в реинкарнацию). Ввёл в обиход понятие «материя» для обозначения предметного мира. Учение об идеальном государстве: три сословия – философы (правители), воины (стражи), работники. У каждого свои функции. У двух высших сословий не должно быть собственности. Учение о шести формах правления (две – положительные: монархия, аристократия, четыре – отрицательные: тимократия (власть воинов), олигархия (власть богатых), демократия (власть большинства народа), тирания (власть одного: недостойного, жестокого тирана). Закон – превыше всего. Академия Платона существовала около 1000 лет (до 529 г.). Закрыл её византийский император Юстиниан как рассадник язычества.

Неоплатонизм: Плотин (последователь Платона) развил идеи, воспринятые христианством. Учение о Едином = Благе (непостижимо для разума, доступно для постижения только в состоянии сверхразумного экстаза) = Солнце (от него - эманация – излучение). Эманация порождает Бытие = Ум (Нус (греч.)), содержащий идеи, или понятия. Благо→Ум (Нус)→Мировая душа→Телесный космос.

Аристотель – ученик Платона и воспитатель Александра Македонского (384-322 до н.э.). Энциклопедист. Трактаты: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика» (первая философия), «О душе», «История животных», «Афинская полития» (идеальная форма правления), «Никомахова этика», «Политика», «Поэтика». Выступал против резкого деления на мир вещей и мир чистых идей. Он - реалист, дуалист (материальное и духовное начала взаимодействуют). Создал учение о материи и форме. Материя – потенция (проект), только форма вселяет в материю жизнь и движение (форма – эйдос, она идеальна). Формой форм является Бог (Мировой Разум; все остальные формы порождаются им.. Единичные вещи - сущности первого порядка, виды и роды – сущности второго порядка. Разработал систему категорий (буквально – «высказываний» о мире): 1. Сущность (субстанция); 2. Количество; 3. Качество;.4. Отношение; 5. Место;.6. Время; 7. Положение; 8. Состояние; 9. Действие; 10. Страдание. Бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами: 2, 3, 4…….9. Человек способен воспринять только свойства бытия, но не сущность. Учение Аристотеля о душе: душа бывает растительная, животная, разумная. Душа связана и с богом, и с материей. Разумная душа после смерти тела соединяется с Мировым Разумом.

Человек – политическое животное, счастлив только в обществе, по природе социален. Не отвергал частную собственность (это - естественное право человека). Рекомендует поощрять умеренный размер частной собственности. Описывает шесть форм правления: правильные (монархия, аристократия, полития, т. е. правление с согласия большинства, под контролем большинства, в интересах большинства = демократия в современной Европе) и неправильные (демократия, олигархия, тирания).

Эллинистический период (греко-римский, этический).

Сократические школы.

1. Киренская (киренаики) (4 в. до н. э.) – Аристипп – ученик Сократа – выступали против изучения природы, высшим благом считали наслаждение, счастье воспринимали как совокупность наслаждения. Богатство – средство для достижения наслаждения. Гедонизм.

2. Мегарская – основана учеником Сократа Евклидом из Мегары. Существует абстрактное высшее благо, которое не поддаётся точному описанию (бог, разум, жизненная энергия). Противоположности Благу нет (абсолютного зла). Вели активную практическую деятельность («спорщики»). Софистика. Апории (нельзя ни доказать, ни опровергнуть). Куча (зерно). Лысый (с какого момента он становится лысым, где тот волос, который делает его лысым, где граница?)

3. Киники Диоген Синопский. Главная цель – философское обоснование особенного образа жизни (неприкаянные, асоциальные, непритязательные), а не теоретические домыслы. Возведение в абсолют – свободы вне общества, разрыв связей с людьми, скитание, пренебрежение к гигиене. Восхваление духовной и физической бедности. Крайний аскетизм, не признание авторитетов, агрессивность в отстаивании своих взглядов, космополитизм, критика пороков, скандальность. Притча о Диогене, к которому подошёл Александр Македонский (отойди, ты загораживаешь мне Солнце). Отсюда впоследствии – цинизм (аморализм, не признание норм).

Эпикурейцы. Эпикур (341-270 до н. э.) – идея наслаждения (беседа, мысль). Покой в душе, в себе. Главное понятие атараксия – внутренняя безмятежность. Вселенная вечна, всё состоит из атомов. Атомы обладают свободой, могут отклоняться от траектории движения. Чувственное познание. Душа смертна. Судьба зависит от самого человека. Человек должен стремиться к счастью. Гедонизм – теория наслаждения жизнью.

Занятие любимым делом, здоровье, отсутствие страдания, радость от беседы, а не чувственное удовольствие.

Стоики (Стоя – портик в Афинов, где они собирались). Основатель – Зенон Китийский.

Ранняя стоя – 2-1 вв. до н. э., средняя стоя – 2-1 вв. до н. э., поздняя стоя – 1 в. до н. э. – 3 в. н. э. Сенека, Марк Аврелий. Стойкость перед ударами судьбы. Главная идея – освобождение от влияний внешнего мира, признание добродетели высшим благом, признание власти и законов, если они добродетельны. Не участвовали в жизни государства, осуждали бродяжничество, стремились к счастью.

СкептицизмПиррон и Секст Эмпирик. Мир текуч, не имеет смысла и определённости. Всякое утверждение есть одновременно отрицание. Молчание – цель. Следуй миру явлений, сохраняй внутренний покой.


Категория: философия | Добавил: aquariumist (04.07.2010) | Автор: Аквариумист.РФ E
Просмотров: 2207 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *:
Все цены на товары в наличие в интернет магазине действительны до 10.2020

Зоотовары.РФ  оптом и в розницу. 
Условия доставки и оплаты
Изготовление, установка , оформление и обслуживание любых видов аквариумов.
Бесплатную консультацию вы можете получить в любом зоомагазине вашего города.
Консультация по телефону с 2010 года платная 100-500 руб. к заказу
 
  г.Москва 
тел. +7 (499) 3477381 - круглосуточно 

Бесплатно размещаем любые материалы аквариумистов, поставщиков и посредников и т.д. по теме аквариумистика.
Copyright 2005-2025 ©  Аквариумист.рф   aquariumist.ru   aquariumist.com   aquariumist.info   aquariumist.name и т.д.
Сайт для профессионалов. Раскрываем, как правильно приобрести аквариум и что для этого необходимо.
Информируем, какие виды аквариумов бывают и что нужно для его содержания.

 Каждый зарегистрированный аквариумист получает 100 рублей на счет.
 Вне конкуренции сайт создан и продвигается при помощи NicNeo бесплатно...