Как фотографировать в аквариуме
Просматривая фотографии аквариумов, рыб, растений и беспозвоночных выложенные в Интернете я отметил для себя, далёкое от совершенство качество любительских снимков и у нас и за рубежом. Как обычно, всё сливается в какую-то пёструю мозаику, образующую единое целое с фоном. Рыбы и растения недостаточно выделяются, здесь явно нет постановки света и соответственно игры ярких теней, тонов и полутонов. В своё время ещё в журнале "Советское Фото" (лет 30 назад) я, по просьбе технического отдела этого журнала, опубликовал статью о технике фотографирования в аквариуме, а теперь попытаюсь несколько изменить эту статью в свете цифровой фотографии, так как на фотоплёнку остались снимать только самые закоренелые профессионалы. При этом сразу хочу сказать, что ни плёнка, ни матрицы самых дорогих профессиональных камер не могут передать всё многообразие цветов и оттенков характерное для живой природы. Несколько нивелировать этот недостаток помогает мастерство фотографа и его стремление показать именно то, что он хочет показать в каждом отдельном сюжете. В прошлом году я уже касался техники выполнения фото аквариумов для конкурсов, благо Такаси Амано разместил на своём сайте очень простую и понятную схему расположения аквариума и фотоаппарата. Мне осталось только перевести текст пояснений и расположить его там, где и полагается. Здесь важно осознать, что для такой съёмки надо расположить камеру так, чтобы переднее стекло аквариума было параллельно плоскости плёнки (при съёмке на фотоплёнку) или матрицы фотоприемника камеру (в случае использования цифрового фотоаппарата). При этом следует отключить автоматику и встроенную в камере вспышку, а резкость лучше тоже наводить вручную, не полагаясь на авто-фокус. Следует помнить - чем больше ручных настроек в камере, тем она ближе к профессиональной. Именно ручные настройки позволят Вам фотографировать так, как Вы этого хотите, а не как выбирает параметры съёмки автоматика фотокамеры. Технику выполнения рыбных портретов хочу показать на примере фото одной из своих самых любимых танганьикских цихлид - циприхромиса лептозомы. К слову сказать, я услышал об этой рыбе впервые в 1977 году на международном симпозиуме аквариумистов в Висле (Польша). Мои знакомые цихлидники из Будапешта - Ласло Лукач и Йошка Перени буквально прожужжали мне все уши об этой очень необычной и новейшей тогда, танганьикской цихлиде. Лишь спустя 7 лет мне удалось раздобыть всего несколько мальков и спустя почти год в 1985 году, мною было получено первое потомство. Но, вернёмся к фотографированию. Прежде всего рекомендую определиться для самих себя, что и как Вы желаете показать и увидеть на фотографии. Для этого проще всего нужно внимательно посмотреть на Ваших рыб (растения, беспозвоночных), используя солнечный зайчик. Таким простейшим путём можно разглядеть мельчайшие и тончайшие нюансы окраски тела, блёстки и оторочки чешуек, плавников и т.п. При этом постарайтесь зафиксировать для себя с каких углов должен располагаться этот главный источник света - чаще всего импульсная лампа-вспышка. Чтобы отделить объект съёмки от фона потребуется ещё, как минимум один источник света, расположенный сверху и чуть позади рыбы. Таким путём образуется, как говорят фотографы, контр-ажур. Этот источник света придётся обязательно синхронизировать с главным при помощи, так называемой световой ловушки или светосинхронизатора. Стоит он недорого - 400-600 рублей. Когда я начинал заниматься фотографированием ничего подобного в продаже не было и все синхронизаторы и ловушки приходилось изготавливать самому. При съёмках в аквариуме следует обязательно иметь ввиду, что в этих условиях существует много поверхностей сильно отражающих свет и это не только переднее стекло из-за которого возникают блики. - Отражает внутренняя поверхность всех стёкол аквариума - переднего, заднего и боковых. Кроме того, сильно отражает и преломляет свет поверхность воды (вспомните хотя-бы игру отражённых лучей на дне). Свет отражается также и от светлого дна и это обязательно надо иметь ввиду и использовать при съёмках. Посмотрите на фото циприхромиса и его чётко обрисованное брюшко, анальный и грудные плавники - вот это как-раз и есть работа света отражённого от дна. Обратите внимание на то, как прорисованы тонкие цветные переливы чешуек на теле от головы до хвоста, как переданы цветовые переходы и оторочки всех плавников и хвоста, как поблёскивают лучи на нижней лопасти хвостового плавника. Это и есть всё то, что я хотел показать на фото. Для интересующихся скажу, что оригинал снят на обратимую пленку Кодак-эктахром 64 ASA форматом 6 х 6 см. Камера Хассельблад 500 СМ. Фото такого формата позволяет легко проводить увеличение до размеров 6 х 6 метров без видимой потери качества. Те, кто видал меня во время съёмок на выставках, обратили внимание, что мои главные инструменты при выставлении света и его соотношения с освещённостью фона - это рулетка, лист бумаги и карандаш, которым я зарисовывал эскизы расположения источников света и записывал результаты измерения расстояний от ламы-вспышки до стекла и до снимаемого объекта. Путь нудный, но дающий отличные результаты. При съёмке цифровой техникой я рекомендую перед началом работ обязательно устанавливать баланс белого цвета. Я с этой целью ношу лист белого пластика и опускаю его в воду аквариума при выполнении этой процедуры. Очевидно, что и воды и сами по себе стёкла аквариума имеют определённую цветность, которая искажает естественную цветопередачу, порой очень сильно. Причиной этого является то, что луч света от источника проходит через стекло, воду, поверхности раздела вода-стекло стекло-воздух и отражаясь от объекта съёмки возвращается назад в обратном порядке. При этом, согласно законам оптики происходит многократное преломление, рассеяние и изменение его цветности. Не надо гнаться за огромным разрешением фотоаппарата - 5-6 мегапискелей уже вполне достаточно для интернета и публикации во всех аквариумных журналах. Советую также всем посмотреть в моём небольшом фильме, как ставит свет и как фотографирует в аквариуме профессионал высочайшего класса - сам Такаси Амано. У меня лично никакой студии нет и никогда не было, а все виды фото-работ выполнялись, как правило, дома в обычной московской квартире.Однако это не помешало публикации моих фотографий в более,чем 30 журналах из 12 стран мира. Самое главное, что все свои книги я иллюстрировал сам и именно так, как я этого хотел. Фотографировать я начинал с 10-летнего возраста и свой первый фотоаппарат "Смена-2", который мне подарил папа, всегда носил с собой. Предлагаю Вам посмотреть фотографию озера Синевир (Закарпатье), выполненную этой камерой в августе 1968 года на ужасную цветную плёнку ЦО-2 отечественного производства. | |
| |
Просмотров: 2379 | |
Всего комментариев: 0 | |