Вторник, 19.10.2021, 15:44Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск без магазина

Корзина

Ваша корзина пуста

категории

Рыбы [82]
философия [17]
мифы, религия, философия
Аквариумы [168]
Фотогаллерея [1]
Сомовидные [8]
Бассейны [7]

мини чат

 
500

ТЕГИ

Статистика

Проверка тиц pr
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Данные за сегодня

Яндекс.Метрика

Skype

Block title

Статьи Аквариумиста

Главная » Статьи » Аквариумистика » философия [ Добавить статью ]

Новое время

Новое время.

Начало: конец XYIIXIII вв.

Проблемы гносеологии (теории познания), учение о методе научного познания.

Эмпиризм Френсиса Бэкона (1561-1626). Главный труд – «Новый органон». В познании надо опираться на опыт, на чувственные данные (это называется – эмпиризм), близкое понятие сенсуализм. Главный метод познания – индукция (общие выводы получаются из обобщения множества частных явлений, а не произвольно из головы исследователя).

Эмпиризм Френсиса Бэкона (1561-1626). Главный труд – «Новый органон». В познании надо опираться на опыт, на чувственные данные (это называется – эмпиризм), близкое понятие сенсуализм. Главный метод познания – индукция (общие выводы получаются из обобщения множества частных явлений, а не произвольно из головы исследователя).  Познанию мешают идолы (призраки), от них надо освобождаться (идолы рода, пещеры, рынка, театра). Идолы рода и пещеры – врожденные (идолы рода – зависимость от конкретной культуры своего народа, идолы пещеры – субъективный взгляд как бы из своей пещеры, с позиций своего опыта); идолы рынка и театра – приобретенные (идолы рынка – искажение смысла слов и выражений, идолы театра – влияние старой философии, старых авторитетов, например, схоластики в средние века). Пути познания: «путь паука» (крайний рационализм, получение знаний из собственного ума, оторванность от жизни); «путь муравья» (крайний эмпиризм – бессистемное собирание фактов без их осмысления); «путь пчелы» (идеальный способ познания с опорой на полноту фактов и проникновение в сущность изучаемого явления).  

Томас Гоббс (1588-1679) ученик и продолжатель философии Ф. Бэкона. Убежденный материалист. В теории познания тяготеет к сенсуализму: органы чувств получают сигналы из внешнего мира (он называет их «знаками» и дает им классификацию). В качестве метода познания призывал использовать как индукцию, так и дедукцию (от общего к частному).

Один из основателей теории «общественного договора», то есть естественного, а не божественного происхождения государства. Главный труд по теории общества – «Левиафан» (от имени страшного библейского морского чудовища). Так как человек от природы зол и эгоистичен, государство должно быть жестким, беспощадным (абсолютизм).   

Джон Локк (1632-1704) продолжатель философии Бэкона и Гоббса. Материалист. В основе познания лежит только опыт: нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах. Сознание человека – «чистая доска», на которой записывается опыт. Подчеркивал роль социальной среды и развивающих занятий в воспитании ребенка (создал свою педагогику).  Как и Гоббс, сторонник  теории «общественного договора», однако, так как у него человек от природы добр и разумен, государство не должно быть жестким. «Отец» либерализма (теории защиты прав и свобод каждого человека, в первую очередь права на свободу, жизнь и частную собственность). Выступал за разделение властей на законодательную, исполнительную и федеративную (ведала отношениями с другими странами). 

Рационализм: Рене Декарт (1596-1650). Дуалист (существуют как материальная, так  и духовная субстанции). Субстанция – это то, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.  Все сотворенные Богом субстанции делятся на материальные (вещи), им свойственно протяжение (протяженность в длину, ширину, высоту, вглубь; они делимы до бесконечности) и духовные (идеи), которые обладают мышлением и неделимы. Опора на разум в познании («Я мыслю, следовательно, я существую»). Разрабатывает правила научного метода. Они сводятся к следующему: 1. в качестве исходных положений использовать только абсолютно достоверное, доказанное логикой и не вызывающее сомнения знание; 2. сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; 3. последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к менее известным и недоказанным; 4. строго соблюдать последовательность, не пропуская ни единого звена в логической цепочке исследования.  Декарт ценит дедукцию, понимая под ней опору на абсолютно достоверные знания и строгие логические приемы для получения  (выведения) новых, тоже достоверных знаний. Создал учение о врождённых идеях (очевидных аксиомахпонятиях и суждениях,  данных человеку от природы, например, понятия «Бог», «число», «душа» и др.). Был крупным математиком. Конечной целью познания считал победу человека над природой.

Монадология Лейбница.

Готфрид Лейбниц (1646-1716) – немецкий математик, юрист, философ.

Создал учение о монадах (о множественности субстанций). «Монада» - от греч. «единое», «единица». На создание подобной теории повлияло изобретение микроскопа. Мир состоит из множества субстанций (монад), каждая из которых неделима, проста, не имеет протяжения (не является телесно-материальным образованием). Она обладает стремлением, влечением, восприятием, представлением. Монады самодостаточны, не зависят друг от друга. Существуют четыре класса монад: «голые монады» - лежат в основе неорганической природы; монады животных (обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием; монады человека (души) – обладают сознанием, памятью, мышлением; высшая монада – Бог. Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.

     В своей теории познания Лейбниц стремился примирить эмпиризм и рационализм, поделив все знания на «истины разума» (выводятся из самого разума, доказываются логически) и «истины факта» (полученные эмпирическим путем, например, температура кипения  воды или плавления металлов; эти знания не раскрывают причин явлений, но тоже необходимы.

Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма.

Дж. Беркли (1685-1753) – английский философ Нового времени. Единственная очевидная реальность – сознание человека. Материя – пустое понятие (не может быть абстрактных общих идей). Мир – только мое восприятие. («Существовать – значит быть воспринимаемым»). Нет меня – нет мира (такая привязка мира к сознанию человека называется «солипсизм»). Тяготел к эмпиризму. 

Дэвид Юм (1711-1776) – английский мыслитель аналогичной ориентации. Основа познания – опыт.  Основной элемент опыта – восприятие (перцепция). Изучал проблемы памяти и воображения, а также способность человека к принципу ассоциации.  Идеи Беркли и Юма положили начало изучению человеческой субъективности, а значит,  создали основу для возникновения науки психологии. 

Философия французского Просвещения XYIII века.

Франсуа Вольтер (1694-1778). Страстно выступал против католической церкви («Раздавите гадину!»). Признавал Бога как первопричины, но считал невозможным достоверно доказать как его наличие, так и отсутствие. Признавал необходимость существования Бога с морально-эстетической точки  зрения (для поддержания порядка в обществе). В познании выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому. Призывал гуманно относиться к простому народу. Идеалом считал абсолютную монархию с просвещенным монархом во главе (идея «просвещенного абсолютизма»). Переписывался с Екатериной II, давал ей советы по обустройству государства.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) –  во многом – единомышленник Вольтера. Признавал Бога создателем мира, но отвергал его вмешательство в дела людей и процессы природы (деизм). Бог – источник воспитания нравственности.  Критиковал церковь за вмешательство в жизнь общества и претензии на власть. Пытался отыскать объективные причины развития  общества (климат, ландшафт, народонаселение), а также морально-психологические факторы (традиции, религия, этнические особенности). Идеальной формой государства считал конституционную монархию. Развил предложенную Локком идею разделения властей. Выступал за суд присяжных, где может участвовать простой народ.

Дени Дидро (1713-1784). Выдвинул идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». В ее написании участвовали ведущие философы- современники Дидро (на это ушло свыше 20 лет). Идеал государственной власти – «просвещенная монархия», а идеал экономического состояния – разделенная разумно, с учетом интересов большинства, частную собственность.

Немецкая классическая философия: Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, Людвиг Фейербаха.

И. Кант (1724-1804). 1. Докритический период творчества – проблемы природы. Природа имеет свою историю во времени,  а не является вечной и неизменной. Этот взгляд был новаторским. Все живое (и человек тоже) – продукт естественной эволюции.  Солнечная система возникла из большого облака  разряженных в космосе мельчайших частиц материи в результате вращения облака благодаря притяжению, отталкиванию, столкновению составляющих его частиц. Но в качестве первоначала всего Кант сохраняет Бога.

2. Критический период научного творчества Канта – занятие проблемами философии.  Главные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Кант стоит на позициях агностицизма (невозможности познания мира).  Познавательные способности человека ограничены. Разум наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии)  Их четыре: 1. ограниченность пространства (разум доказывает, что мир ограничен и что он в то же время не имеет начала и конца во времени и пространстве); 2. простое и сложное: существуют только простые вещи и то, что состоит из простых и, одновременно, в мире нет ничего простого; 3. свобода и причинность: существует не только причинность по законам природы, но и свобода; одновременно свободы нет, все в мире существует в силу строгой причинности по законам природы; 4. Бог существует как безусловная причина всего сущего (есть строго логические доказательства этого факта), но разум может доказать  и то, что его нет. Разум заходит в тупик. Это доказывает его ограниченность.

     Кант делит знание на апостериорное (полученные в результате опыта), которое не всегда достоверно (например, опыт показывает, что лебеди – белые, хотя в природе иногда встречаются и черные лебеди) и априорное знание (существующее в разуме до опыта, изначально и не требуют доказательств). Например: все тела протяженны, жизнь человека протекает во времени, все тела имеют массу. Эти знания не  требуют опытных доказательств. Эти положения очевидны и абсолютны. Нет физического тела, не имеющего массы, не существует жизнь вне времени… Такой взгляд Канта был логичен в эпоху Канта, однако теория относительности Эйнштейна в середине XX века поставил его под сомнение.

Одно из главных понятий Канта – «вещь в себе». Это – внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Схема познавательного процесса: внешний мир осуществляет воздействие («аффицирование») на органы чувств человека, создавая ощущения. Сознание придает раздельным ощущениям целостность, системность. Эта картина мира не имеет ничего общего с реальным миром. Он остается «вещью в себе». Человеческое сознание имеет свою структуру: 1. формы чувственности, 2. формы рассудка, 3. формы разума.

     Априорные формы чувственного познания – пространство и время.  Априорные формы рассудка – категории (предельно общие понятия), с помощью которых осмысляются и систематизируются первоначальные ощущения. Кант называет двенадцать категорий и делит их на четыре класса по три в каждом. Это категории количества, качества, отношения, модальности. Категории имеют свою внутреннюю структуру. Разум – высший уровень познания, его формами являются высшие идеи (Бога, души, сущности мира и др.). Философия – наука об этих высших идеях.

     Помимо «чистого разума» существует практический разум – он нацелен на изучение проблем морали, нравственного поведения людей. Он сформулировал моральный закон категорический императив. Моральный закон имеет априорный характер (вложен в нас до опыта). В наше время императив Канта  понимается как формула: относись к человеку только как к цели и никогда – как к средству. Кант обосновал изначальную свободу человека, которая должна совмещаться со свободой другого человека, а не сводиться к произволу. Он обосновал идею свободы в рамках закона и теорию правового государства.

Г. Гегель (1770-1831). Главные труды – «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права». Представитель объективного идеализма. Главное понятие Гегеля – абсолютная идея. Это единственно существующая подлинная реальность, первопричина мира. Абсолютная идея (она же – Мировой (Абсолютный) дух)) обладает самосознанием и  способностью творить. Мировой дух через человеческую деятельность опредмечивает себя. Человек в идеале – носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица Мирового духа.  Наиболее полно Мировой дух осуществляется через приобщение человека  к философии, религии и искусству.

     Гегель пытался понять философию природы, философию истории, философию духа.

     Он разработал понятие диалектики  как основополагающего закона развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Развитие происходит по схеме: тезис (утверждение), антитезис (его противоположность), синтез (новое утверждение, которое становится тезисом, но на более высоком уровне). Например: Тезис «бытие» (то, что существует); антитезис «небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез – «становление». Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

Категория: философия | Добавил: aquariumist (05.06.2010) | Автор: Аквариумист.РФ E
Просмотров: 1275 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *:
Все цены на товары в наличие в интернет магазине действительны до 10.2020

Зоотовары.РФ  оптом и в розницу. 
Условия доставки и оплаты
Изготовление, установка , оформление и обслуживание любых видов аквариумов.
Бесплатную консультацию вы можете получить в любом зоомагазине вашего города.
Консультация по телефону с 2010 года платная 100-500 руб. к заказу
 
  г.Москва 
тел. +7 (499) 3477381 - круглосуточно 

Бесплатно размещаем любые материалы аквариумистов, поставщиков и посредников и т.д. по теме аквариумистика.
Copyright 2005-2025 ©  Аквариумист.рф   aquariumist.ru   aquariumist.com   aquariumist.info   aquariumist.name и т.д.
Сайт для профессионалов. Раскрываем, как правильно приобрести аквариум и что для этого необходимо.
Информируем, какие виды аквариумов бывают и что нужно для его содержания.

 Каждый зарегистрированный аквариумист получает 100 рублей на счет.
 Вне конкуренции сайт создан и продвигается при помощи NicNeo бесплатно...